“Древнейшее и сильнейшее чувство человека – это страх, а самый древний и сильный страх – страх неведомого.” Г.Ф.Л.
В 2007 году турецкая студия Zoetrope Interactive выпустила в свет свою первую компьютерную игру под названием «Darkness Within: In Pursuit of Loath Nolder». Выполненная в лучших традициях старых адвенчур, с захватывающим мистическим сюжетом, мрачной атмосферой, и до верху наполненная мотивами творчества Лавкрафта, игра заняла особое место в душе его поклонников, потеснив вышедшие годом ранее «Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth» и «Scratches», а так же встав в один ряд с «Dark Fall» 2002 года и «Necronomicon: The Dawning of Darkness» 2001 года. Двумя годами позже, вышло продолжение игры «Darkness Within 2: The Dark Lineage», вобравшее всё лучшее от своего предшественника, но сделавшее уверенный шаг вперёд в техническом плане. На этом детективная история Говарда Лорейда закончилась, но, спустя целых восемь лет ожидания, Zoetrope Interactive выпустила в свет совершенно новую игру, под названием «Conarium».
Первоначально «Conarium» задумывалась как игра по сюжету «Хребтов безумия» Лавкрафта под рабочим названием «Mountains of Madness», однако на момент разработки другими студиями уже было выпущено по крайней мере две игры по мотивам повести – «Mystery Stories: Mountains of Madness» от Cerasus Media 2011 года и «At the Mountains of Madness» от Team Clockworks 2016 года. Поэтому название было изменено на «Transcend», и, как это уже было с предыдущими проектами, Zoetrope Interactive не стали ограничиваться одними «Хребтами безумия», благодаря чему игра разнообразилась отсылками и мотивами ещё как минимум шести произведений Лавкрафта: Безымянный город, Зов Ктулху, Тень из безвременья, За гранью, Изгой, и Показания Рендольфа Картера. В плане сюжета и его подачи «Conarium» так же продолжила канву предыдущих игр студии, переняв многие из их элементов. Так повествование ведётся от лица Фрэнка Гилмана, участника антарктической экспедиции “Упуаут”, занимающейся исследованием найденного во льдах за хребтами безумия руин города, предшествовавшего цивилизации Старцев, и обнаруженного там устройства под названием Конариум. Но всё было бы не настолько захватывающе, если бы сюжет игры, как и сюжет фантастической повести Лавкрафта, не начался бы с катастрофы – нечто пробудилось ото сна в глубинах древнего города, участники экспедиции бесследно исчезли после экспериментов с Конариумом под старой доброй смесью дверсах, а разум главного героя медленно, но уверенно, сдаёт свои позиции, погружаясь в пучину настоящего безумия, мучающего его отголосками прошлого, как недавнего, так и очень далёкого.
Однако, с «Conarium» всё не так радужно, как хотелось бы. Основная ложка дёгтя – это квестовая составляющая, которая в сравнении с предыдущими играми студии сильно упрощена, вплоть до поиска ключа, чтобы открыть дверь и решения элементарных головоломок. Эта простота, в купе со свободной механикой «Darkness Within 2», сразу же привлекла внимание не только ценителей жанра, поклонников Лавкрафта и самой студии, но и большого числа далёких от всего этого геймеров, а летсплейщики принялись массово плодить прохождения и обзоры, попутно пытаясь блеснуть своими познаниями творчества Френсиса Ловкрафта, что, конечно же, представляет из себя довольно печальное зрелище. Таким образом, «Conarium» создал ещё один прецедент для возмущения волны популяризации Лавкрафта, насколько эта волна будет сильной и образует ли она поп-цунами, как это было в середине нулевых, пока не ясно. Однако, для этой толпы недалёких геймеров весьма трудно перевариваемым оказался сюжет игры, ведь он рассчитана в первую очередь на игроков, хорошо знакомых с предыдущими играми студии и творчеством Лавкрафта, поскольку лишь имея этот багаж знаний, можно понять все нюансы сюжета, построить целостную мозаику повествования из разрозненных кусочков, и, конечно же, подметить всевозможные отсылки и пасхалки.
В целом, пройдя игру за не слишком продолжительный гейм-марафон на одном дыхании и резюмируя общие впечатления, можно сказать, что Zoetrope Interactive сделали два существенных шага вперёд в техническом плане и один опрометчивый шаг назад в плане игровом. Что, впрочем, оставляет надежду в работе студии над новыми проектами, ведь игровой мир, в отличие от кинематографа и литературы, позволяет значительно глубже и полнее погрузиться в атмосферу и сюжеты произведений Говарда Лавкрафта.
На этой ноте, далее вниманию читателя предлагается очередной список, на этот раз игр, созданных по мотивам творчества Лавкрафта, кропотливо собиравшийся в течение нескольких лет и где «Conarium» стала поводом для его публикации. Мотивы в приведённых играх, как и в фильмах, выражены в различной степени, начиная от пасхалок и общей атмосферы, и заканчивая полноценным сюжетом на основе того или иного произведения писателя. С выходом новых игр и всплытием старых проектов, список будет пополняться, а все вошедшие в него игры можно без особого труда найти в свободном доступе для ознакомления. Сортировка, как обычно, по датам выхода, с указанием оригинального названия и студии или конкретного разработчика.
Список игр по Г.Ф.Лавкрафту
Shadow of the Comet Год: 1993 Разработчик: Infogrames
Call of Cthulhu: Prisoner of Ice Год: 1995 Разработчик: Infogrames
Kuro no Danshou: The Literary Fragment Год: 1995 Разработчик: Scarecrow
Blood Год: 1996 Разработчик: Monolith Productions
Legacy of Kain: Soul Reaver Год: 1999 Разработчик: Crystal Dynamics