По совершенно необычайному везению во время армейской службы, среди вороха “уставной” православной пропаганды мною был обнаружен томик сборников произведений Станислава Лема в раритетном издании “Мира приключений” 1988 года. Что подтолкнуло меня познакомиться как с творчеством писателя, так и с жанром научной фантастики.
читать дальшеВ сборник вошли три произведения «Солярис», «Непобедимый» и «Звёздные дневники Ийона Тихого». Последний показался мне наименее интересным, а посему даже не был дочитан до конца. «Непобедимый» яркий образец научной фантастики, посвящён посадке космического крейсера Непобедимый на пустынную планету Регис III. В ходе исследований экспедиция сталкивается с проявлениями необычной формы жизни, эволюционировавшей за миллионы лет из оказавшихся на планете инопланетных машин. К сожалению возникший поначалу интерес, пропадает уже к середине произведения, когда раскрывается теория эволюции машин. И, наконец, «Солярис» оказался самым интригующим из всех. Произведение повествует о далёкой планете Солярис, полностью покрытой необычным океаном. Возникшая в ходе исследований планеты наука Соляристика, спустя многие годы исследований так и не смогла постигнуть всех тайн планеты, лишь открыв, что её океан является живым и мыслящим существом, способным создавать на своей поверхности огромные причудливые фигуры. Однако, в попытках установления контакта с этим мыслящим океаном, учёные столкнулись с ещё более непонятными явлениями. Живой, “протоплазменный” как бы выразился Лавкрафт, океан, сам начал изучать их, создавая и копируя образы из их самых сильных воспоминаний. Так на борту исследовательской станции Соляриса начали появляться “визитёры”, одним из которых стала точная копия погибшей девушки главного героя произведения. Тяжёлые чувства смятения, раскаяния, и некоторой обречённости, переживаемые главным героем, проходят через основную часть произведения, при этом не перекрывая его научно-фантастического стиля. Однако, в связи с тем, что во время написания рассказа автором был сделан продолжительный перерыв, концовка «Соляриса» выглядит слишком смазанной, что бросается в глаза даже до знакомства с историей написания.
В написанном в 1960 году «Солярисе», можно проследить, хоть и не явные, отсылки к таким произведениям как «Хребты безумия» Г.Ф.Лавкрафта (1931) и «Кто идёт?» Дж.Кемпбелла (1938), описывающих столкновения учёных с внеземной формой протоплазменной жизни, способной менять свою внешнюю форму и копировать живых существ. Мне же меланхоличный фон «Соляриса» показался очень схожим с моим «Звонком в никуда».
Что касается личности самого Станислава Лема, то она куда менее примечательна: польский еврей, годы жизни 1921-2006 (Число-7, Знак-Дева, Планета-Меркурий), работал в жанрах футурологии и научной фантастики, самые известные произведения «Солярис» и «Звёздные дневники Ийона Тихого».