В 2007 году турецкая студия Zoetrope Interactive выпустила в свет свою первую компьютерную игру под названием «Darkness Within: In Pursuit of Loath Nolder». Выполненная в лучших традициях старых адвенчур, с захватывающим мистическим сюжетом, мрачной атмосферой, и до верху наполненная мотивами творчества Лавкрафта, игра заняла особое место в душе его поклонников, потеснив вышедшие годом ранее «Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth» и «Scratches», а так же встав в один ряд с «Dark Fall» 2002 года и «Necronomicon: The Dawning of Darkness» 2001 года. Двумя годами позже, вышло продолжение игры «Darkness Within 2: The Dark Lineage», вобравшее всё лучшее от своего предшественника, но сделавшее уверенный шаг вперёд в техническом плане. На этом детективная история Говарда Лорейда закончилась, но, спустя целых восемь лет ожидания, Zoetrope Interactive выпустила в свет совершенно новую игру, под названием «Conarium».
читать дальше
Первоначально «Conarium» задумывалась как игра по сюжету «Хребтов безумия» Лавкрафта под рабочим названием «Mountains of Madness», однако на момент разработки другими студиями уже было выпущено по крайней мере две игры по мотивам повести – «Mystery Stories: Mountains of Madness» от Cerasus Media 2011 года и «At the Mountains of Madness» от Team Clockworks 2016 года. Поэтому название было изменено на «Transcend», и, как это уже было с предыдущими проектами, Zoetrope Interactive не стали ограничиваться одними «Хребтами безумия», благодаря чему игра разнообразилась отсылками и мотивами ещё как минимум шести произведений Лавкрафта: Безымянный город, Зов Ктулху, Тень из безвременья, За гранью, Изгой, и Показания Рендольфа Картера. В плане сюжета и его подачи «Conarium» так же продолжила канву предыдущих игр студии, переняв многие из их элементов. Так повествование ведётся от лица Фрэнка Гилмана, участника антарктической экспедиции “Упуаут”, занимающейся исследованием найденного во льдах за хребтами безумия руин города, предшествовавшего цивилизации Старцев, и обнаруженного там устройства под названием Конариум. Но всё было бы не настолько захватывающе, если бы сюжет игры, как и сюжет фантастической повести Лавкрафта, не начался бы с катастрофы – нечто пробудилось ото сна в глубинах древнего города, участники экспедиции бесследно исчезли после экспериментов с Конариумом под старой доброй смесью дверсах, а разум главного героя медленно, но уверенно, сдаёт свои позиции, погружаясь в пучину настоящего безумия, мучающего его отголосками прошлого, как недавнего, так и очень далёкого.
Однако, с «Conarium» всё не так радужно, как хотелось бы. Основная ложка дёгтя – это квестовая составляющая, которая в сравнении с предыдущими играми студии сильно упрощена, вплоть до поиска ключа, чтобы открыть дверь и решения элементарных головоломок. Эта простота, в купе со свободной механикой «Darkness Within 2», сразу же привлекла внимание не только ценителей жанра, поклонников Лавкрафта и самой студии, но и большого числа далёких от всего этого геймеров, а летсплейщики принялись массово плодить прохождения и обзоры, попутно пытаясь блеснуть своими познаниями творчества Френсиса Ловкрафта, что, конечно же, представляет из себя довольно печальное зрелище. Таким образом, «Conarium» создал ещё один прецедент для возмущения волны популяризации Лавкрафта, насколько эта волна будет сильной и образует ли она поп-цунами, как это было в середине нулевых, пока не ясно. Однако, для этой толпы недалёких геймеров весьма трудно перевариваемым оказался сюжет игры, ведь он рассчитана в первую очередь на игроков, хорошо знакомых с предыдущими играми студии и творчеством Лавкрафта, поскольку лишь имея этот багаж знаний, можно понять все нюансы сюжета, построить целостную мозаику повествования из разрозненных кусочков, и, конечно же, подметить всевозможные отсылки и пасхалки.
В целом, пройдя игру за не слишком продолжительный гейм-марафон на одном дыхании и резюмируя общие впечатления, можно сказать, что Zoetrope Interactive сделали два существенных шага вперёд в техническом плане и один опрометчивый шаг назад в плане игровом. Что, впрочем, оставляет надежду в работе студии над новыми проектами, ведь игровой мир, в отличие от кинематографа и литературы, позволяет значительно глубже и полнее погрузиться в атмосферу и сюжеты произведений Говарда Лавкрафта.
На этой ноте, далее вниманию читателя предлагается очередной список, на этот раз игр, созданных по мотивам творчества Лавкрафта, кропотливо собиравшийся в течение нескольких лет и где «Conarium» стала поводом для его публикации. Мотивы в приведённых играх, как и в фильмах, выражены в различной степени, начиная от пасхалок и общей атмосферы, и заканчивая полноценным сюжетом на основе того или иного произведения писателя. С выходом новых игр и всплытием старых проектов, список будет пополняться, а все вошедшие в него игры можно без особого труда найти в свободном доступе для ознакомления. Сортировка, как обычно, по датам выхода, с указанием оригинального названия и студии или конкретного разработчика.
Список игр по Г.Ф.Лавкрафту
Shadow of the Comet
Год: 1993
Разработчик: Infogrames
Call of Cthulhu: Prisoner of Ice
Год: 1995
Разработчик: Infogrames
Kuro no Danshou: The Literary Fragment
Год: 1995
Разработчик: Scarecrow
Blood
Год: 1996
Разработчик: Monolith Productions
Legacy of Kain: Soul Reaver
Год: 1999
Разработчик: Crystal Dynamics
Legacy of Kain: Soul Reaver 2
Год: 2001
Разработчик: Crystal Dynamics
Evil Dead: Hail to the King
Год: 2001
Разработчик: Heavy Iron Studios
Necronomicon: The Dawning of Darkness
Год: 2001
Разработчик: Wanadoo
Gothic
Год: 2001
Разработчик: Piranha Bytes
Alone in the Dark: The New Nightmare
Год: 2001
Разработчик: Darkworks
Clive Barker’s Undying
Год: 2001
Разработчик: DreamWorks Interactive
The Elder Scrolls III: Morrowind
Год: 2002
Разработчик: Bethesda Softworks
Legacy of Kain: Defiance
Год: 2003
Разработчик: Crystal Dynamics
Evil Dead: A Fistful Of Boomstick
Год: 2003
Разработчик: VIS Entertainment
Evil Dead: Regeneration
Год: 2005
Разработчик: Cranky Pants Games
Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth
Год: 2005
Разработчик: Headfirst Productions
Scratches
Год: 2006
Разработчик: Nucleosys
Beyond the Threshold
Год: 2006
Разработчик: Nacht und Nebel
Книга мёртвых: потерянные души
Год: 2006
Разработчик: I Turned into a Martian!
Half-Life: Cthulhu (MOD)
Год: 2006
Разработчик: PhilG
Robert D. Anderson & the legacy of Cthulhu
Год: 2007
Разработчик: Homegrown Games Austria
Sherlock Holmes: The Awakened
Год: 2007
Разработчик: Frogwares
Darkness Within: In Pursuit of Loath Nolder
Год: 2007
Разработчик: Zoetrope Interactive
Dead Space
Год: 2008
Разработчик: Visceral Games
Clive Barker’s Jericho
Год: 2009
Разработчик: MercurySteam
Darkness Within 2: The Dark Lineage
Год: 2009
Разработчик: Zoetrope Interactive
Amnesia: The Dark Descent
Год: 2010
Разработчик: Frictional Games
Half-Life 2: The Shadow Over Innsmouth (MOD)
Год: 2010
Разработчик: hugo2k1
Dead Space 2
Год: 2011
Разработчик: Visceral Games
The Elder Scrolls V: Skyrim - Dragonborn (DLC )
Год: 2011 (2012)
Разработчик: Bethesda Game Studios
Mystery Stories: Mountains of Madness
Год: 2011
Разработчик: Cerasus Media
Ghost Towns: The Cats Of Ulthar
Год: 2012
Разработчик: TabaGames
Dark Mysteries: The Soul Keeper
Год: 2012
Разработчик: Cerasus Media
Haunted Hotel 4: Charles Dexter Ward
Год: 2012
Разработчик: Specialbit Studio
Call of Cthulhu: The Wasted Land
Год: 2012
Разработчик: Red Wasp Design
Dead Space 3
Год: 2013
Разработчик: Visceral Games
Magrunner: Dark Pulse
Год: 2013
Разработчик: Frogwares
The Statement of Randolph Carter
Год: ~2013
Разработчик: Isart Digital
The Vanishing of Ethan Carter
Год: 2014
Разработчик: The Astronauts
Tales from Dunwich Episode 1
Год: 2015
Разработчик: Eyesodic Games
Hidden: On the trail of the Ancients
Год: 2015
Разработчик: Lost Spell
Layers of Fear
Год: 2016
Разработчик: Bloober Team
Lovecraft Tales
Год: 2016
Разработчик: Sewer Hrehorowicz
At the Mountains of Madness
Год: 2016
Разработчик: Team Clockworks
Inner Voices
Год: 2017
Разработчик: Sigma Games
Conarium
Год: 2017
Разработчик: Zoetrope Interactive