16:15 

Тайна Грозного старика

Aleksey Lotermann
“Древнейшее и сильнейшее чувство человека – это страх, а самый древний и сильный страх – страх неизведанного.” «Сверхъестественный ужас в литературе» Г.Ф.Лавкрафт

«Тайна Грозного старика» - это попытка анализа образа старика и некоторых элементов рассказа «The Terrible Old Man» в контексте творчества Г.Ф.Лавкрафта и его наследия. Данная работа, объёмом в 6 тыс.слов была написана в качестве ответа на статью «Что сделал страшный старик в рассказе Г.Ф.Лавкрафта “Страшный старик”?» (What Made the Old Man Terrible in H.P.Lovecraft’s “The Terrible Old Man?”)

Особые благодарности Григорию Бутаковскому и Анастасии Асташевой за возможность использовать их иллюстрации в работе.

Скачать работу в формате pdf можно здесь

@темы: статьи

URL
Комментарии
2017-08-13 в 22:18 

Аллорет НКеллен
What kind of a woman would rather go to jail than spend a night with Basil Rathbone?
Очень понравился очерк. Почему-то вспомнился старый хрыч из селения моей бабки, пугавший нас до судорог. Один его глаз был ярко-желтым, другой черным как ночь. Про него говорили, что он общается с джиннами. Но это очень давно было и подробностей я увы не помню.

2017-08-14 в 01:06 

Aleksey Lotermann
“Древнейшее и сильнейшее чувство человека – это страх, а самый древний и сильный страх – страх неизведанного.” «Сверхъестественный ужас в литературе» Г.Ф.Лавкрафт
Аллорет НКеллен, благодарю, мне самому доставляет копаться в различных материалах, подмечать любопытные детали, тянуть за ниточки, приходя к интересным источникам и собирать картину из кусочков пазла.)
Да такой старик найдётся пожалуй везде и всюду, даже я припомню из детства. Лавкрафт очевидно взял какие-то реальные прообразы, которые мог видеть в Провиденсе или в своих поездках и привычно наделил их сверхъестественными деталями, почерпнутыми из мистической литературы, к примеру у того же По.

URL
2017-08-14 в 11:31 

Аллорет НКеллен
What kind of a woman would rather go to jail than spend a night with Basil Rathbone?
Aleksey Lotermann, интересно было бы взглянуть на те прообразы глазами Мастера. Даже при мысли об этом мурашки по шкуре.

2017-08-14 в 13:10 

Aleksey Lotermann
“Древнейшее и сильнейшее чувство человека – это страх, а самый древний и сильный страх – страх неизведанного.” «Сверхъестественный ужас в литературе» Г.Ф.Лавкрафт
Аллорет НКеллен, это да, фантазия у Лавкрафта работала на зависть.

URL
2017-08-14 в 13:36 

Аллорет НКеллен
What kind of a woman would rather go to jail than spend a night with Basil Rathbone?
Aleksey Lotermann, это да. Либо видел он куда глубже, чем простые люди. Мне почему-то вспоминаются слова Пелиаса из саг о Конане. "Люди видят мое тело, а Садхи видит мою обнаженную душу".

2017-08-14 в 15:10 

Aleksey Lotermann
“Древнейшее и сильнейшее чувство человека – это страх, а самый древний и сильный страх – страх неизведанного.” «Сверхъестественный ужас в литературе» Г.Ф.Лавкрафт
Аллорет НКеллен, насчёт этого много всяких домыслов есть, некоторые считают Лавкрафта чуть ли не визионером, свято веря и активно пропагандируя этот миф. Который, впрочем, плохо выдерживает критику при анализе конкретных произведений в контексте всего творчества писателя, его заметок, комментариев в письмах и событиях, происходивших в его жизни в период работы над тем или иным произведением. Именно это, хоть и не в полной мере, но было наглядно продемонстрировано в работе. Однако, исключать полностью сверхъестественную составляющую всё же не следует. ;)

URL
2017-08-14 в 15:44 

Аллорет НКеллен
What kind of a woman would rather go to jail than spend a night with Basil Rathbone?
Aleksey Lotermann, как правило, ниоткуда ничего не берется. Тот же Муркок под ЛСД писал свои мультивселенные.

2017-08-14 в 17:22 

Aleksey Lotermann
“Древнейшее и сильнейшее чувство человека – это страх, а самый древний и сильный страх – страх неизведанного.” «Сверхъестественный ужас в литературе» Г.Ф.Лавкрафт
Аллорет НКеллен, логичное замечание. Но у Лавкрафта было три основных источника вдохновения: Новая Англия и в частности Провиденс, литература о сверхъестественном и мистическом, и его сновидения. Вот именно последнему и придаётся особое значение в роли Лавкрафта как визионера, приуменьшая два предыдущих, однако здесь легко скатиться в те самые домыслы, если не учитывать рационалистичный подход к снам, который нам открыл ещё Зигмунд Фрейд и согласно которому сновидения есть проявления бессознательного, а оно как губка впитывает всё, что воспринимает и познаёт человек. Так что выходит, что из перечисленных источников третий является второстепенным и следует из двух первых, играющих определяющую роль. Так мифический визионер превращается в реального талантливого писателя с яркой фантазией и неутолимой жаждой к литературе, качества которые он приобрёл и сохранил ещё с детских лет. И вы сможете убедиться в этом сами, если займётесь тем, о чём я говорил ранее:
«анализе конкретных произведений в контексте всего творчества писателя, его заметок, комментариев в письмах и событиях, происходивших в его жизни в период работы над тем или иным произведением.»

URL
2017-08-14 в 19:06 

Аллорет НКеллен
What kind of a woman would rather go to jail than spend a night with Basil Rathbone?
Aleksey Lotermann, относительно снов я как раз очень могу понять. Более чем. В остальном мне не хватает вашей усидчивости и умения действительно глубоко изучать материал.

2017-08-15 в 15:25 

Aleksey Lotermann
“Древнейшее и сильнейшее чувство человека – это страх, а самый древний и сильный страх – страх неизведанного.” «Сверхъестественный ужас в литературе» Г.Ф.Лавкрафт
Аллорет НКеллен, поверьте, копаться в материале и писать подобные статейки куда проще, если есть интерес, чем писать прозу, к ней я не могу вернуться уже который год. Так что вам ли мне завидовать, или же мне вам.)

URL
2017-10-11 в 12:38 

Lisa Lisena
Так ведь духи в бутылке - тема не только у Лавкрафта популярная, а вообще.
Вот, например, в разных статьях в интернете упоминается такое (о гомункулах): "Однако, есть свидетельства, что некоторые опыты завершился успешно, будучи проведенными строго по схеме Парацельса. В 1775 году граф фон Кюфштейн в Тироле произвел на свет некие существа, которые назвал "духами". Ассистент графа оставил дневники, из которых следует, что в результате алхимических экспериментов было получено 10 человеческих сущностей в запечатанных бутылях. Они достигали размера 25 см, затем существа выросли до, приблизительно, 35 см, у гомункулов мужского пола выросли бороды. Граф кормил эти существа раз в 3-4 дня каким-то веществом в виде шариков размером с горошину, а раз в неделю менял воду в бутылях на чистую дождевую. На воздухе "духи" теряли сознание. Эти "джинны в бутылках" использовались на заседаниях масонской ложи, в которой состоял фон Кюфштейн, для прорицаний, что и зафиксировано в протоколах ложи. Предсказания эти обычно сбывались."
Ну у Стивенсона еще рассказ "Сатанинская бутылка" (1891) примерно про это. Думаю, если еще по литературным и мистически-историческим источникам проследить, тоже найдутся сведения.
И образ старика, мне кажется, тоже не только у Лавкрафта интересен, старые колдуны упоминаются у разных писателей, безумные старики и т.д. Мне даже самой такой снился) Интересно было бы проследить этот образ как архетип. (Хотя я еще не все упомянутые рассказы из вашей работы прочла, может, стоит начать с этого)))

2017-10-11 в 15:22 

Aleksey Lotermann
“Древнейшее и сильнейшее чувство человека – это страх, а самый древний и сильный страх – страх неизведанного.” «Сверхъестественный ужас в литературе» Г.Ф.Лавкрафт
Lisa Lisena, прежде всего, благодарю что прочли работу. Всё это, конечно, замечательно, но что касается использования образа бутылки с душой или духом и старика-колдуна у других авторов, то это уже иная тема, поскольку работа посвящена появлению этих образов именно в творчестве Лавкрафта. Конечно, в этом смысле работа вышла несколько замкнутой на саму себя, поскольку не совсем раскрыт вопрос откуда же именно Лавкрафт почерпнул образ бутылки, даны лишь предположения. Но здесь не следует сильно разбегаться по различным источникам, и уж тем более по тем, что говорят о гомункулах на сборищах масонов (пожалейте бедного дедушку Уиппла, Род-Айлендского масона)). Опираться следует в первую очередь на источники, указанные как самим Лавкрафтом в "Сверхъестественном ужасе в литературе", так и на те, что упомянуты его Биографами, что собственно и было сделано. В то же время, обращение к источникам более поздним или не относящимся к Лавкрафту непосредственно, как тот же Тайсон или Гоэтия, обусловлено их авторитетностью и определённостью, если можно так выразиться, в отличие от неких "статей в интернете" неизвестного авторства.

К слову, что касается выращивания гомункулюса в сосуде, то в "Омуте шогготов" я приводил рецепт Паркера о выращивании подобным образом шоггота, хотя там автор рецепта основывается на Гранте, что скорее как забавный перл, нежели как заслуживающий уважения источник.

URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Latibulum Vermis

главная