Aleksey Lotermann
“Древнейшее и сильнейшее чувство человека – это страх, а самый древний и сильный страх – страх неизведанного.” «Сверхъестественный ужас в литературе» Г.Ф.Лавкрафт
Выдавшиеся праздничные выходные и внезапное напоминание заставили наконец-то близко познакомиться с незаслуженно пропущенным шедевром 2016 года и с головой погрузиться в его сюжет. Всё написанное далее будет являться исключительно его субъективным восприятием и может не совпадать с первоначальным замыслом разработчиков.



Итак, в центре сюжета «Layers of Fear» некогда известный художник, возвратившийся в свой дом, где скрываются мрачные тайны его прошлого. С первых же минут игрока начинают одолевать тревожные воспоминания о творческом взлёте и падении, о семье художника и постигшей её трагедии, а так же о его безумии, которое сначала постепенно вкрадывается в эти воспоминания, а затем врывается, подменяя реальность невероятной иллюзией и пугающими болезненными галлюцинациями.

Именно это безумие проявилось ещё задолго до непосредственных событий игры. Так сперва в творчестве художника наметились первые нотки навязчивой погони за “шедевром”, сопровождавшейся появлениями вездесущих крыс, с которыми не в силах была справиться ни одна мышеловка или отрава. За исключением набиравшего обороты пристрастия к алкоголю, заменившему художнику и лекарство, и отдушину в наступившем разладе отношений с некогда возлюбленной музой и женой, весьма тяжело переживавшей рождение дочери и вероятно уже тогда ощущавшей приближение катастрофы. Пожар в доме, как в последствии выясняется, устроенный самим художником, в припадке безумства и алкогольного угара решившим спалить преследующих его крыс, обезобразил тело и искалечил душу жены художника, превратив её в настоящее чудовище, страдающее от боли и разверзшейся перед ней пучиной сумасшествия.



Не в силах вынести последствий этой трагедии, лишившей его прекрасной музы, и чувствуя за собой неизгладимую вину, художник с головой погружается в отчаяние. Его картины, наполненные лишь болью и ужасом, подвергаются жестокой критике, но его одолевает жаждой триумфа. В погоне за ней он теряет жену, покончившую с собой от боли и безысходности, а дочь забирает приют. Оставшись в одиночестве, художником полностью овладевают демоны безумия, заставляющие его вновь и вновь переживать произошедшую трагедию и осознавать свою вину в ней. А одержимость недостижимым шедевром толкает его на крайность, он использует в работе части собственного тела – кожу в качестве холста, грунтовку из перемолотых в муку костей его ноги, кровь в качестве красок, кисть из своего отсечённого пальца и локона с головы дочери. Наконец, свидетелем этого триумфа безумия становится собственный глаз художника, хладнокровно вырванный из своей природной оправы.



В зависимости от стиля прохождения, игра предполагает три концовки: либо осознание всей постигшей художника катастрофы, приведшей его к пропасти без возврата, либо безумная одержимость картиной, причём в этом варианте он будет или до бесконечности перерисовывать портрет потерянной жены, не в силах вспомнить её былую красоту, или же создаст свой собственный портрет, который увековечит в веках память о нём и его сумасшествии.

В дополнение к основной игре, было так же выпущено DLC «Layers of Fear: Inheritance», в котором от лица уже дочери художника предстояло пережить её детство, наполненное влиянием отца и матери, и постигшей всех их трагедии. При этом её воспоминания так же вспыхивают яркой картиной иллюзии накладывающейся на реальность, и намекающей на наследование дочерью как таланта отца, так и его безумия, шедевром которого, на самом деле, должен был стать не холст, буквально из его плоти и крови, а дочь, которая могла бы превзойти отца как художника.



В зависимости от прохождения DLC, игроку предстоит выбрать сторону отца, либо матери. Но в обоих случаях её судьба неразрывно переплетена с семейной трагедией и унаследованным безумием, о чём напрямую говорят и само название DLC – “Inheritance”, что значит “наследование”, и третья секретная концовка.

Разумеется, поняв акценты, сделанные на кратком переложении сюжета игры, читатель без труда поймёт, что лейтмотивом, завладевшим моим вниманием, стало творчество, трагедия любви, безумия и одиночества, которые отразились в игре в полной мере. Так же в сюжете игры можно заметить явные мотивы таких известных литературных произведений, как «Портрет Дориана Грея» Уальда, «Крысы в стенах» и отчасти «Модель Пикмана» Лавкрафта, а так же не столь очевидные, но присутствующие мотивы «Портрета» Гоголя. В основе же концепции самой игры прослеживается влияние «Clive Barker’s Undying», а так же двух частей «Amnesia». За мотивы лавкрафтианы игра непременно займёт место в списке игр по творчеству Лавкрафта, который уже давно пылился в долгом ящике, но будет наконец-то опубликован совместно с новостью о релизе давно ожидаемой игры «Conarium» от студии Zoetrope Interactive, занимавшейся разработкой диологии «Darkness Within», не менее трагичной и безумной, чем все выше упомянутые.

Берегите себя и своих близких, безумие незаметно порабощает душу, но всегда ведёт к трагедии, осознание которой наступает слишком поздно.